На этом сайте Вы найдёте последние транспондерные и спутниковые новости , ключи для каналов , советы по установке и настройке спутниковой тарелки , а также о прохождении радиоволн , радиосвязи и антеннах.
Коммерческий запуск с "Морского старта" будет стоить $65–76 млн
Группа S7 подписала в Мексике контракт с группой компаний Sea Launch на покупку имущественного комплекса "Морской старт", с которого запускаются ракеты-носители "Зенит" в Тихом океане. Предмет сделки — корабль Sea Launch Commander, платформа Odyssey, наземное оборудование в порту Лонг-Бич (США), товарный знак.
Генеральный директор "S7 Космические транспортные системы", дочерней структуры группы S7, Сергей Сопов в интервью ТАСС рассказал, чем займется эта компания и за счет чего она планирует конкурировать на рынке коммерческих запусков, даже если цены на ее услуги будут выше, чем у американской SpaceX. Также Сопов поведал о перспективах освоения группой S7 ближнего космоса — собственном транспортном космическом корабле и орбитальном космодроме.
— Что собой представляет компания "S7 Космические транспортные системы"? Какие задачи перед ней стоят?
— Сформированная команда на 80% состоит из специалистов, которые раньше работали в космической отрасли. Все они так или иначе занимались проектом "Энергия — Буран" (ракета-носитель "Энергия" и многоразовый корабль "Буран" — прим. ТАСС), многие из них работали на "Морском старте".
Одна из задач компании — это управление плавучим космодромом, его эксплуатация, предоставление пусковых услуг, поиск заказчиков. Основная наша маркетинговая идея заключается в том, что мы собираемся предоставлять заказчикам готовую ракету в базовом порту, что существенно укорачивает срок подготовки к запуску. Сегодня от заказа услуги до проведения пуска уходит от двух до четырех лет. В нашем случае это время сокращается до шести–семи месяцев. В этом одно из преимуществ, которое позволит нам на первом этапе получить заказы.
— Есть ли договоренности с российскими предприятиями о взаимодействии в рамках "Морского старта"?
— Для того чтобы начать нормальную контрактную работу с предприятиями, нужно закрыть сделку. Мы еще не получили разрешение от американского правительства на покупку "Морского старта" и ожидаем, что закроем вопрос через полгода. Поэтому кроме как с РКК "Энергия", с которой у нас подписано соглашение о сотрудничестве, больше ни с кем никаких договоренностей на бумаге не заключено, но с точки зрения консультаций мы со всей кооперацией провели переговоры. Все готовы к возобновлению работ, нерешаемых проблем мы не видим.
— Удалось ли договориться с украинской стороной о возобновлении изготовления ракет-носителей "Зенит", учитывая политические разногласия между Москвой и Киевом?
— Вопрос о политике оставьте политикам. У нас чисто коммерческий интерес. Если "Южмаш" не будет производить ракеты, мы возьмем паузу на пять лет и будем вместе с российскими предприятиями делать другую ракету под наш космодром.
Вы же не будете считать достижением, если в России сегодня откроют завод по производству кассетных магнитофонов?
— Новая ракета — это будет повторение "Зенита", но со сборкой на территории России?
— Я скажу свое мнение: спустя 45 лет повторять "Зенит" — в чем смысл? Вы же не будете считать достижением, если в России сегодня откроют завод по производству кассетных магнитофонов. Он будет очень хорошим, добротным, но кассетным. Повторение "Зенита" в российском исполнении абсолютно нецелесообразно. Если мы хотим сделать ракету для "Морского старта", то она должна быть лучше "Зенита" по своему функционалу и возможностям. Это должна быть совершенно новая ракета, и, безусловно, первая ступень должна быть многоразовой.
— Возможно ли использовать в проекте какую-либо иную имеющуюся в производстве ракету-носитель, например, ранее предлагалось использовать "Ангару-А3"?
— Когда мне говорят: "Поставь "Ангару-3" вместо "Зенита", то забывают, что у "Ангары" имеется башня обслуживания, которая просто-напросто перевернет плавучую пусковую платформу. "Зенит" не предусматривает башню обслуживания, поэтому на пусковой платформе Odyssey ее нет.
— Кто может создать новую ракету для проекта?
— РКК "Энергия" совместно с самарским РКЦ "Прогресс" и, безусловно, Центр им. Хруничева. Это те организации в России, которым такая задача по силам.
— Генеральный директор РКК "Энергия" Владимир Солнцев ранее предложил S7 войти в проект по созданию ракеты "Феникс". Вы готовы инвестировать в эту ракету?
— Мы готовы это сделать, вопрос только — в каком качестве и на каких условиях. В соглашении, которое подписано между нами и РКК "Энергия" в Мексике, этот пункт есть. Мы объединяем свои усилия в части модернизации плавучего космодрома "Морской старт", в том числе и путем создания ракеты-носителя среднего класса для замены ракеты "Зенит" в будущем.
— Какую стоимость коммерческих пусков вы закладываете для "Морского старта"?
Мы будем брать деньги за скорость.
— От $65 млн до $76 млн. Цена каждого пуска будет индивидуальной и зависящей от многих факторов. Если Илон Маск ориентируется на стоимость пуска в $65 млн, то мы рассчитываем продавать нашу услугу дороже. Как я уже говорил, мы будем брать деньги за скорость. В порту у нас всегда будет иметься ракета для запуска, и не нужно будет стоять в очереди несколько лет. Оперативность проведения пуска стоит денег.
— Сколько пусков планируете провести в первые пять лет?
— В районе 10–12 пусков. Если ориентироваться на 2017 год как точку отсчета.
— Станет ли компания "S7 Космические транспортные системы" оператором проекта "Наземный старт", в рамках которого с космодрома Байконур проводились коммерческие пуски ракет "Зенит"?
— Да, мы хотели бы стать оператором "Наземного старта", в случае если наши знания кого-то заинтересуют. Но об этом пока говорить преждевременно.
— Сообщалось, что, кроме проекта "Морской старт", "S7 Космические транспортные системы" планирует создание собственного орбитального космодрома Space Launch. Так ли это?
— Сначала давайте определимся, что такое орбитальный космодром, или что мы вкладываем в это понятие. По нашему мнению, орбитальный космодром — это опорный транспортный узел на орбите высотой 800–900 км, основной задачей которого является поддержание операций в космосе для всех участников космической деятельности на коммерческой основе. Это, например, обеспечение аварийного спасения экипажей в случае аварий и неисправностей, произошедших в открытом космосе. Эту услугу мы можем предоставлять за счет наличия в составе космодрома транспортного корабля, полностью готового к использованию. Также в функции орбитального космодрома входит обеспечение сборки крупных космических аппаратов, их заправка компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, техническое обслуживание и ремонт космических аппаратов, не предназначенных для посадки на Землю.
Россия — единственная страна, которая может с минимальными затратами реализовать проект орбитального космодрома
С точки зрения физики такой орбитальный космодром должен находиться в точке Лагранжа, это практически у Луны, но сейчас это технологически невозможно, поэтому мы рассматриваем другой вариант — создание орбитальной станции на высотах 800–900 км над Землей. Это оптимальное место для обозначенных операций, и мы очень рассчитываем на сотрудничество по этому направлению с РКК "Энергия".
Это будет коммерческий космодром, только не на Земле, а в космосе, куда будут прилетать корабли и космические аппараты для дозаправки и ремонта. Еще советские инженеры заявляли, что нет необходимости сводить с орбиты космические аппараты, когда их можно ремонтировать.
Россия — единственная страна, которая может с минимальными затратами реализовать проект орбитального космодрома. После прекращения эксплуатации Международной космической станции в 2024 году на орбите останется функционировать лишь Российский сегмент. Довести его до необходимой нам идеи стоит уже совершенно других денег, чем создавать новую станцию.
— Как группа S7 планирует доставлять грузы на этот орбитальный космодром? Будет ли у компании свой корабль?
— Будущее транспортных космических систем заключается в четком разделении пусков на грузовые и пилотируемые. К "Морскому старту" очень сложно привязать пилотируемую программу, да и не имеет большого смысла, а вот транспортное снабжение орбитальных станций и другой крупной космической инфраструктуры входит в наши интересы. Для этого мы хотели бы иметь грузовой космический корабль массой 12–16 тонн.
Перспективные космические корабли будут ориентированы на запуск на двухступенчатой ракете-носителе, при том что они сами могут быть второй ступенью. Взлетать они будут без запаса топлива, а дозаправляться, проходить техническое обслуживание и ремонт на орбите.
Такими мы видим определенные перспективы в области освоения космического пространства, которые будут реализованы тем или иным способом, с нами или без нас. Движение людей в космос не остановить. Другое дело, если мы в России не пошевелимся, то эти проекты будут реализованы другими странами.
— В каком году могут быть созданы орбитальный космодром Space Launch и Транспортный грузовой корабль?
— Я думаю, они могут появиться уже через 8–10 лет. Идею создания орбитального космодрома на основе Российского сегмента МКС мы будем предлагать государству. Как оно отреагирует и какая форма сотрудничества в итоге будет выбрана — вопрос будущего. Может быть, государство само захочет развивать это направление без нашей помощи.
— В качестве Транспортного грузового корабля планируется создание чего-то нового или это будет модификация имеющегося "Прогресса"
— Говорить о какой-то конкретике пока рано, мы с РКК "Энергия" по этому вопросу не подошли к реальному обсуждению, а лишь начали прорабатывать общую концепцию. Если интересует мое мнение, я бы посмотрел на задел, оставшийся от проекта "Алмаз", а конкретно — созданных под эту программу транспортных кораблей снабжения.
— Учитывая натянутые отношения между Россией и США, не опасаетесь ли вы, что американские государственные органы не дадут разрешение на закрытие сделки по покупке "Морского старта" или проект может попасть под санкции?
— Я лично презентовал этот проект в Госдепартаменте США два месяца назад. К нам было благожелательное отношение. Я не вижу особых проблем в этой части. Но мы понимаем, что политика в сегодняшнее время мало прогнозируема, поэтому давайте не будем предвосхищать события.
— Если все-таки получите разрешение, так и будете базироваться в Калифорнии или комплекс может переехать в другой порт приписки?
— Никто не собирается менять дислокацию "Морского старта". Комплекс находится в Калифорнии, оптимальная точка пуска, как по азимуту, так и по районам падения первой ступени, находится у острова Рождества. Это малосудоходный район, мы там никому не мешаем. То, что нам не требуется платить за отчуждение полей падения отработанных ступеней, для нас большая экономия, точнее, стоимость перехода в Тихий океан полностью покрывается отсутствием необходимости аренды полей падения.
— Будет ли входить инженерный состав в структуру "S7 Космические транспортные системы" или это будут привлеченные специалисты?
— Мы отвечаем за эксплуатацию стартового и технического комплексов. Мы не посредническая компания, а собственники, и в силу этого должны проводить техническое обслуживание имеющихся у нас комплексов. Большая часть специалистов будет состоять у нас в штате, но какую-то часть узкопрофильных специалистов будем привлекать с предприятий ракетно-космической отрасли РФ.
— Какие еще изменения ждут сложившуюся структуру управления и реализации проекта?
— С точки зрения продажи пусковых услуг мы не собираемся изобретать велосипед, а пойдем тем же путем, которым пошли наши коллеги из Центра им. Хруничева или НПО "Энергомаш", т. е. создадим в США для этой цели специальное предприятие S7 Sea Launch.
— На какие заказы вы рассчитываете, учитывая, что Роскосмос будет поддерживать заказами подведомственный ему Центр им. Хруничева, а американское правительство — SpaceX?
— Естественно, мы рассчитываем на коммерческих заказчиков, но в то же время, если Роскосмосу и правительству РФ понадобится задействовать возможности "Морского старта", мы предоставим им такую возможность. Никто от заказов отказываться не будет.
На международном же рынке пусковых услуг, естественно, мы будем конкурировать с российским "Протоном", с Falcon от SpaceX и другими участниками.
— В свое время, когда было принято решение отказаться от создания ракеты "Русь-М", Роскосмос озвучивал идею проведения первых испытательных пусков нового пилотируемого корабля "Федерация" на ракете-носителе "Зенит". Если вам предложат провести с "Морского старта" запуски этого корабля, готовы ли вы предоставить такие услуги?
— Безусловно, если энергетические возможности нашей ракеты-носителя позволят провести такой запуск. К тому же у корабля будут собственные двигатели, а значит, в случае его запуска можно будет сэкономить на использовании разгонного блока, имеющаяся у корабля теплозащита позволит сэкономить на головном обтекателе.
Запуск нового спутника связи Eutelsat 5 West B запланирован в 2018 году.
В строительстве аппарата примет участие компания Airbus Defence and Space, которая займется созданием рабочего модуля. Над производством платформы будет работать Orbital ATK, передает Mediasat.
Спутник будет доставлен на орбиту ракетой-носителем тяжелого класса "Протон-М". На своей позиции 5 градусов западной долготы он заменит космический аппарат Eutelsat 5 West A. Основной задачей его станет передача видео для стран Европы и Северной Африки – в первую очередь Франции, Италии и Алжира. Спутник должен улучшить качество услуг, обеспечив непрерывность передачи сигнала.
Космический аппарат будет транслировать сигнал в Ku-диапазоне. Его модуль эквивалентен 35 транспондерам шириной 36 МГц, которые будут привязаны к трем зонам обслуживания. Также благодаря переключаемым транспондерам можно будет решать различные коммерческие задачи.
Испанский спутниковый оператор Hispasat планирует строительство и запуск трех новых спутников в 2017 году.
Новыми спутникам должны стать Hispasat 36W - 1, Amazonas 5 и Hispasat 30W - 6. Особое внимание привлекает новый спутник на позиции 30°W под названием Hispasat 30W - 6.
Три новых спутника будут обслуживать своими лучами покрытие в Северной и Южной Америке. Спутники будут оснащены технологией диапазона Ка и будут эксплуатироваться Hispamar, бразильской дочерней компанией Hispasat.
Планируется, что спутники Hispasat 30W - 6 и Amazonas 5 будут вынесены на орбиту американской ракетой Falcon 9, а спутник Hispasata 36W - 1 европейской ракетой-носителем Ariane 5. Точные даты начала работы в 2017 году еще не были озвучены оператором.
Первый украинский спутник «Лыбидь» планируют запустить в конце 2017 года.«Запуск украинского телекоммуникационного спутника «Лыбидь», созданного в России по заказу канадской компании MDA, планируется осуществить с космодрома Байконур в конце 2017 года с использованием ракеты-носителя «Зенит-2SБ» и разгонного блока «Фрегат-СБ», — сообщили в «Байконуре».Минувшим летом сообщалось, что российская сторона сообщила партнёрам в Украине и Канаде о том, что гарантийный срок хранения спутника подходит к концу, а следственно, он должен быть продлён.В случае отказа от проверок, всё последующее время, что спутник будет находиться на Земле после окончания срока хранения, будет вычтено из срока его работы на орбите.«Лыбидь» является первым украинским телекоммуникационным спутником. Его подрядчик – канадская компания MDA, субподрядчик – «Информационные спутниковые системы». Ракеты-носители «Зенит» разработаны в Украине.Контракт с канадскими партнёрами был подписан в 2009 году, но, по различным причинам, в том числе, из-за финансовых проблем канадцев, запуск спутника «Лыбидь» откладывался несколько раз.
СМИ: Для "Морского старта" закупят украинские ракеты
В рамках программы "Морской старт" российская корпорация "Энергия" начала переговоры с конструкторским бюро "Южное" об организации запуска ангольского спутника Angosat-1 с помощью украинской ракеты-носителя "Зенит". Об этом информирует russianspaceweb.com со ссылкой на источники в космической отрасли.
Сообщается, что в октябре состоялась встреча участников проекта по использованию "Зенитов", включая представителей Украины, которая привела к подписанию совместного протокола. В случае одобрения со стороны Киева и Москвы реализация проекта приведет к закупке сразу 12 ракет-носителей данного типа.
"Морской старт" - международный коммерческий проект по созданию и эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования, созданный в 1995 году американским Boeing, российской РКК "Энергия", норвежским судостроительным предприятием Kvaerner и украинскими КБ "Южное" и ПО "Южмаш".
Летом 2009 года проект объявил о своем банкротстве, но после реорганизации в 2010 году ведущую роль в проекте получила российская сторона. В 2014 году запуски ракет были приостановлены, однако планировалось их возобновить в 2016 году. К лету 2014 года с платформы было осуществлено 36 запусков.