На этом сайте Вы найдёте последние транспондерные и спутниковые новости , ключи для каналов , советы по установке и настройке спутниковой тарелки , а также о прохождении радиоволн , радиосвязи и антеннах.
Платное телевидение привлекает все большую аудиторию, однако до насыщения рынка еще далеко. Препятствия для развития этого бизнеса появляются со стороны как государства, так и самих потребителей
Aбонентская база платного телевидения в России, несмотря на кризис, в 2009 году увеличилась на 2,6 млн, или на 21% (по данным J’son & Partners Consulting). Неудивительно, что предоставление платных телевизионных услуг стало определенным полем битвы для различных компаний: здесь и спутниковые операторы, и операторы кабельного ТВ, и провайдеры ШПД, предоставляющие услуги IP-TV, и даже сотовые компании, заинтересованные в этом рынке. Однако, как ни парадоксально, высококонкурентным этот рынок пока не называют ни аналитики, ни сами игроки: бороться приходится преимущественно не друг с другом, а с потребителем. Фундамент для телевизора
«Конкуренция между технологиями есть, с большим отрывом побеждают кабельщики, однако, по нашим прогнозам, эта ситуация не будет длиться долго, – считает руководитель направления IP-TV компании „ВестКолл“ Наталья Тимофеева. – Настоящая конкуренция начнется тогда, когда операторы смогут решить технические вопросы предоставления сервиса IP-TV, а также начнут более серьезно работать над контентом. Плюс рынок ожидает прихода новой технологии, которая заставит существующих операторов пересмотреть планы». В Петербурге, по мнению Тимофеевой, заканчивается передел рынка IP-TV. Операторы делят интернет-территорию. У тех, кто имеет больше интернет-абонентов, выше шансы нарастить телевизионную абонентскую базу.
Настоящая борьба за пользователей еще не началась: не все сети готовы к запуску сервиса, а те, кто готов, не закончили работу над коммерческими предложениями и т.д. «У каждого оператора есть свое „но“. Более стабильная ситуация на кабельном рынке: постоянное расширение пакетов каналов, сравнительно невысокие цены. Тут безусловный лидер – компания „ТКТ“. На рынке спутникового телевидения популярность нарастает у „Триколор ТВ“: здесь не такое большое количество телеканалов, как у „НТВ+“, но удачное и удобное ценовое предложение», – поясняет Тимофеева.
В целом по России среди технологий лидирует кабельное ТВ – на него приходится 71% рынка по числу абонентов и 65% – по доходам, хотя такие показатели, по данным iKS-Consulting, и означают потери по сравнению с 2008 годом. В выигрыше за счет потерь кабельщиков оказалось спутниковое телевидение – 27 и 32% соответственно. Доля же IP-TV пока очень мала – 2% по абонентам и 3% по доходам.
«На рынке сложился определенный статус-кво основных видов платного ТВ – спутникового, кабельного и IP, – рассказывает руководитель отдела стратегического маркетинга Национальной спутниковой компании („Триколор ТВ“) Денис Высоцкий. – Связано это прежде всего с технологическими особенностями передачи сигнала. Условно говоря, стоимость трансляции сигнала со спутника будет одинаковой для любой точки на территории России. В то же время кабельщики и операторы интернет-телевидения сильно зависят от того, насколько разветвленную инфраструктуру они должны создавать и поддерживать для обслуживания абонентов. Так, в крупных городах с большой концентрацией населения технологическая себестоимость создания и поддержания сети относительно невелика, поэтому ведущие позиции на рынке занимают кабельные операторы, с которыми активно конкурирует интернет-телевидение. На всей остальной территории страны доминируют спутниковые операторы. Безусловно, конкуренция между технологиями все равно имеет место, но существенного влияния на распределение долей рынка она не оказывает». ТВ-педагогика
О популярности платного телевидения говорят аналитики. Так, по данным J’son & Partners Consulting, в 2009 году в России на 10 домохозяйств, или 27 человек, приходится в среднем 2,9 телевизора, подключенных к платному ТВ. Примечательно, что этот показатель оказался выше, чем для компьютеров, подключенных к ШПД: на 10 домохозяйств приходится лишь 2,7 таких компьютера. В компании iKS-Consulting отмечают, что по итогам 2009 года проникновение услуги платного ТВ в среднем по стране составило 36%, причем лидируют традиционно Москва и Петербург.
При этом самому абоненту, в сущности, неважно, по какой технологии он будет получать услуги платного ТВ: для пользователя значимы прежде всего конечный результат и стоимость, а все остальное – забота оператора. «На данный момент компании могут конкурировать лишь по цене. Только это интересует сегодня наших абонентов – чтобы дешево или бесплатно», – констатирует Наталья Тимофеева.
Причина такого подхода потребителя в том числе и в невысоком уровне осведомленности о возможностях той или иной технологии. «Отсутствие у абонентов четкого представления о том, какими возможностями обладает платное телевидение, существенно замедляет процесс развития рынка, – сетует директор службы маркетинга компании „ТКТ“ Ольга Лисенкова. – Для решения этой проблемы необходимо информировать абонентов о привлекательности услуги, о преимуществах платного телевидения перед социальным».
Это понимают все игроки рынка, отсюда и популярность маркетинговых инициатив информирующего характера. «В первом квартале 2010 года для продвижения услуг IP-TV мы активно использовали модель tyr&buy, давая возможность абонентам сначала разобраться в том, что это за продукт, – поделились в петербургском филиале „ВымпелКома“. – В рамках этой акции подключений было много, и почти все абоненты остались с нами. Затем, что важно, клиенты стали нас рекомендовать: принцип сарафанного радио для Санкт-Петербурга актуален и действенен». Канальная специфика
Кроме ценовых параметров среди важнейших причин выбора в пользу того или иного оператора платного ТВ, а соответственно, и драйверов роста – наличие определенного интересного потребителю канала или пакета каналов. Например, продажа прав на трансляцию матчей российской футбольной премьер-лиги «НТВ+» привела к росту спроса на специализированные футбольные каналы. Еще один тренд – интерес к детским каналам: отключение канала мультфильмов может запросто привести к уходу абонентов к другому оператору, который транслирует такой канал. По наблюдениям участников рынка, спрос на платное ТВ формируется преимущественно за счет детской аудитории, спортивных болельщиков и домохозяек – любительниц сериалов.
«К конкурентным преимуществам оператора ТВ прежде всего следует относить контент – содержательное наполнение предлагаемого пакета каналов. Не секрет, что многие абоненты выбирают платное телевидение из-за одного или нескольких телеканалов, отсутствующих в свободном доступе, – комментирует Денис Высоцкий. – Еще большая часть аудитории не привязывается к какому-то определенному каналу. Ей требуется сбалансированный по тематике пакет услуг, привлекательный и с точки зрения стоимости».
«Развитие контентной составляющей услуги становится главным драйвером роста рынка платного ТВ в Петербурге, – считает Ольга Лисенкова. – Большой выбор качественных каналов различной тематики – решающий фактор при отказе потребителя от социального телевидения в пользу платного. Компании, способные предложить широкий выбор телеканалов в одном базовом пакете с возможностью дополнительно подключать тематические каналы, привлекут максимальное количество клиентов». Жажда власти
Еще один стимул роста интереса к платному ТВ – желание потребителя управлять программой передач, формировать ее по своему усмотрению. «Базовая удовлетворенность традиционным телевидением в Санкт-Петербурге сегодня есть, поэтому стоит задача сформировать массовый спрос именно на нашу услугу – услугу интерактивного домашнего телевидения. Также нельзя не вспомнить, например, сервис video on demand, которого нет у традиционного ТВ», – подчеркивают в «ВымпелКоме».
«На рынке существуют две модели пакетирования, – объясняет Ольга Лисенкова. – В рамках первой абонент получает доступ к линейке тематических пакетов, на базе которых самостоятельно формирует комплект интересных ему передач и фильмов. Вторая модель предполагает создание одного или нескольких многоканальных ТВ-пакетов, включающих как общетематические каналы, так и каналы специальных тематик. Обе модели будут развиваться параллельно, однако наиболее выигрышным видится сценарий, при котором телезритель перестает играть роль пассивного потребителя услуги платного ТВ и становится главным участником процесса формирования собственного телевизионного меню».
«Опыт пользования интернетом спровоцировал у большого числа зрителей желание самостоятельно формировать индивидуальную программу передач – смотреть то, что хочется, а не то, что показывают, – соглашается Денис Высоцкий. – Современные технические средства, например спутниковые ресиверы последнего поколения, дают такую возможность посредством дополнительных сервисов. Работа в непосредственном контакте с абонентами, безусловно, сложна, но позволяет наиболее полно удовлетворить их запросы, что в конечном итоге ведет к повышению доходов ТВ-оператора». Трудности роста
Несмотря на оптимистичные результаты 2009 года, платное ТВ сталкивается в процессе развития с факторами, негативно влияющими на перспективы как отдельных технологий, так и рынка в целом. «Главный из них – высокая себестоимость производства. Поэтому и цены здесь выше, чем у кабельщиков. Еще одна проблема – неготовность абонентов платить за телевидение, их непонимание и незнание контента, который мы предлагаем. У нас в стране самое лучшее бесплатное телевидение в мире, мы не привыкли платить за интересные программы и фильмы, так что операторам приходится создавать спрос», – размышляет Наталья Тимофеева.
Денис Высоцкий напоминает о грядущей цифровизации России. «Во-первых, совершенно непонятно, как она будет проводиться и, соответственно, каким образом участникам рынка следует выстраивать свою маркетинговую стратегию. Во-вторых, объявлено, что в рамках программы восемь федеральных телеканалов ТВ-операторы обязаны транслировать бесплатно. При этом нет понимания, за чей счет должен оплачиваться необходимый для этого серьезный технический ресурс. Ну и наконец, планируемой цифровизации сопутствует нездоровый ажиотаж. Так, в одном крупном городе СЗФО некий высокопоставленный чиновник во всеуслышание пообещал, что цифровые приемники будут стоить всего 1 тыс. рублей, что экономически нереально. Желание чиновника потрафить электорату понятно, а вот как повлияло это заявление на рынок, думаю, пояснять не надо», – рассказывает Высоцкий.
«Одна из проблем на пути развития платного ТВ – пиратство, – продолжают в „ВымпелКоме“. – Оно влияет на популярность сервиса video on demand. Кроме того, традиционное ТВ в текущем виде себя явно исчерпывает: теперь считается модным стереотип „я не смотрю телевизор“. В этих условиях труднее создать спрос на услугу, так как без демонстрации понятие „телевидение“ ассоциируется с тем, что сейчас представляет собой базовый ТВ-продукт. Хотя наша услуга таковой и не является – это ТВ другого поколения».
В сторону маленького экрана
Кроме ставших уже привычными технологий кабельного, спутникового и IP-TV сейчас активизировалось еще одно направление – мобильное телевидение. Северо-Запад стал тестовой площадкой для сервиса «Мобильное ТВ» от МТС, созданного в партнерстве с разработчиком мобильного программного обеспечения SPB Software. В декабре прошлого года в Москве запущена в тестовую эксплуатацию услуга «Мобильное телевидение „Билайн“», позволяющая смотреть 12 телеканалов через DVB-H, в планах компании на 2010 год – ввод мобильного ТВ через 3G (video streaming).
В «МегаФоне» выделяют такие преимущества нового направления, как мобильность, интегрированность в телефон, который все больше становится универсальным устройством, а также большие потенциальные возможности по выбору контента и перспективы интерактивности.
При этом все игроки рынка отмечают, что мобильное ТВ не готово составлять конкуренцию традиционным технологиям, а возможно, не будет конкурировать с ними и в дальнейшем. «В ближайшем будущем мобильное телевидение не сможет полноценно конкурировать с традиционным платным ТВ, поскольку для российского рынка мобильное телевидение остается новинкой, – полагает Ольга Лисенкова. – После того как технологическая база для реализации услуги будет полностью построена и протестирована, мобильное ТВ займет свою нишу на рынке платного телевидения».
«Мобильное ТВ – это еще один гаджет, дополнение к общему ряду новых приложений, которые рекламируют современные телефоны и т.д. Я думаю, тот, кто будет пользователем IP-TV, станет и пользователем мобильного ТВ, потому что постоянное получение визуальной информации – неотъемлемая часть его жизни, – рассуждает Наталья Тимофеева. – Информация окружает нас повсюду, и мы ее постоянно кастомизируем под себя. И IP-TV, и мобильное ТВ – это еще одна возможность сделать наше окружение более комфортным: смотреть, видеть и слушать то, что хотим, и тогда, когда хотим. Мобильное и платное телевидение – не конкуренты, а продолжение друг друга».
«Это не взаимозаменяющие, а взаимодополняющие продукты, – присоединяется начальник отдела развития продуктов и услуг компании „МТС. Макрорегион Северо-Запад“ Илья Нестор. – Мобильное телевидение не нацелено на полную замену домашнего кабельного или иного телевидения, оно предоставляет дополнительные уникальные возможности по оперативному мобильному доступу к телеканалам без привязки к основному большому телевизору, в том числе когда он недоступен».
Более радикален Денис Высоцкий: «Мобильное ТВ не сможет составить конкуренцию другим технологиям, поскольку в России не сформирована целевая аудитория, которой был бы востребован этот вид телевидения. Давайте посмотрим, кем может быть востребовано мобильное ТВ. Отсекаем большую часть пользователей старшего и среднего возраста, не готовых к техническим новациям. Далее отсекаем жителей российских регионов: мобильный телефон с ТВ-тюнером, учитывая его стоимость, находится далеко не на вершине пирамиды потребления этой группы. Получается, что целевая аудитория – обеспеченная молодежь, живущая в крупных городах. Однако такая публика в своем мегаполисе имеет широкие возможности для увлекательного времяпрепровождения, способные как минимум на равных конкурировать с просмотром телепередач».
«Да и сама по себе концепция мобильности, динамичной жизни, которая использует мобильный телефон в качестве одного из важнейших артефактов, не очень увязывается с традиционным представлением о телезрителе – на диване, в майке и тапочках, – продолжает Высоцкий. – Я склонен расценивать появление мобильного ТВ в России скорее как следствие все той же тенденции triple play: крупные операторы сотовой связи добавили в линейку услуг телевидение, точно так же как ранее – беспроводной интернет». Через тернии к 3D
Аналитики прогнозируют дальнейший рост рынка платного ТВ. По мнению специалистов J’son & Partners Consulting, в 2014 году объем рынка платного ТВ превысит 1,5 млрд долларов, а количество подключенных домохозяйств составит 22,5 млн. При этом в «ТКТ» связывают будущее рынка с ростом числа каналов высокой четкости HDTV, повсеместным внедрением интерактивных сервисов и предоставлением доступа к 3D?телевидению. В пользу последнего говорит и тот факт, что в торговых сетях значительно увеличилось количество телевизоров, поддерживающих данную технологию. Кроме того, производители оборудования заинтересованы и в продвижении 3D. К примеру, в середине апреля корпорация «Дженерал Сателайт» и Мариинский театр организовали первую в России прямую 3D?трансляцию и записали в этом формате балет «Жизель».
В «ВестКолле» связывают динамичное развитие рынка с ростом конкуренции между операторами в сегменте наполнения услуг. «ВымпелКом» не исключает увеличения конкуренции в сегменте IP-TV за счет выхода на этот рынок небольших компаний, что принесет позитивный результат, так как позволит «раскачать» рынок.
«Телевизионный рынок в Петербурге уже сейчас достаточно насыщен, – убежден Денис Высоцкий. – Следовательно, развитие его должно протекать не экстенсивно, а интенсивно, в соответствии с такими тенденциями, как triple play, интерактив, улучшение клиентского сервиса. Не стоит, однако, забывать и о программе цифровизации, которая обязательно внесет коррективы и в распределение долей рынка, и в структуру предложения».
Центр телевизионных и радио технологий, который является учредителем «ДРК» говорит о необходимости увеличения зоны вещания телеканала и о задаче вывести его спутник. Активные переговоры уже идут с менеджерами Интелсата и Телепорт Сервиса.
Представители канала сообщили, что идет и разработка наземных частот для увеличения радио и телевещания в республике.
ЦТРТ является учредителем нескольких СМИ. Средства массовой информации, относящиеся к ЦТРТ, будут собраны в ближайшее время единое целое.
Окончательное решение о создании отдельной медиагруппы пока не принято, сказали в центре, но если он будет создан, то получит название "ДРК". В новое объединение войдут телеканал "ДРК" и журнал «ТВД», а также радио «Тарки Тау» и «Ватан». Кроме того, в состав медиагруппы попадет и кабельный канал «ДРТК».
Новообразование должно решать несколько задач. Предполагается, что группа должна увеличить свою доходность и по возможности выводить издания на самоокупаемость.
В руководстве канала говорят о планах существенно расширить в сетке вещания ДРК социальных проектов, социальной рекламы, а также участвовать в государственных теле- и радио проектах.
В 2011 году эксперты ожидают значимых изменений в наиболее консервативной области медиа-технологий. Массовый переход к интернет-телевидению изменит привычки телезрителей и методы работы телевизионных компаний. Одна из заметных и значимых тенденций на рынке бытовой электроники, за которой нам придется наблюдать в новом году – переход к технологии интернет-телевидения. По мнению экспертов, новая технология настолько изменит телевизионную отрасль, что уместно говорить о смерти привычного телевидения. Интернет-телевидение изменит привычки телезрителей, схему распространения контента и подход к его производству. Потрясения ждут рынок телевизионной рекламы, придется измениться национальным и региональным телеканалам. Технологические предпосылки Если о концепции интернет-телевидения говорят уже давно, то технологическая готовность инфраструктуры до сих пор оставалась под вопросом. Несмотря на массовое распространение высокоскоростного интернета в развитых странах, доставка индивидуального контента каждому потребителю остается сложной задачей, вызывающей огромную нагрузку на сеть. Но именно в наступившем году произойдут два события, которые помогут решить проблему передачи большого количества «тяжелых» видеофайлов потребителям. Первое из них – планируемый переход от IPv4 к IPv6. Смена протокола, регламентирующего интернет-адресацию, приведет к расширению адресного пространства, что позволит избежать нехватки адресов. Но не менее важными особенностями обновленного протокола является возможность широкого вещания, когда одни и те же данные одновременно отправляются нескольким адресатам (старый протокол предполагал только передачу данных между двумя устройствами, при необходимости организации широкого вещания пакеты данных отправлялись столько раз, сколько запросов на их получение поступало). Кроме расширения адресного пространства, новый протокол предполагает использование более крупных пакетов данных, размер которых в быстрых сетях может достигать 4 Гб. Кроме того, заканчивается тестирование технологий доставки телевизионного контента, основанных на peer-to-peer сервисах, когда в передаче частей файлов участвуют машины конечных пользователей. По такому же принципу работают торренты, позволяющие передавать «тяжелый» контент через сети любой пропускающей способности. Неизбежно внедрение стандарта HTML5, содержащего встроенные средства работы с видео. Джереми Аллейр, аналитик видеорынка, считает, что переход на HTML5 развяжет руки производителям телевизионной техники и телеканалам, которые смогут обойтись без крупных провайдеров услуг интернет-телевидения, так как для воспроизведения контента достаточно будет встроенного в телевизор браузера. Основные игроки Нам предстоит увидеть битву таких гигантов, как Google и Apple, продвигающих свои решения. Телевизоры Sony с сервисом Google TV продаются с октября 2010 года. Доступны также Logitech Revue, приставки, позволяющая воспользоваться сервисом Google TV владельцам обычных телевизоров. Анонсированы телевизоры Toshiba, LG Electronics и Sharp со встроенным сервисом Google TV. Apple развивает свое решение с 2007 года. Мультимедийный проигрыватель для проигрывания на домашнем телевизоре коллекции файлов постепенно превращается в сетевую приставку, работающую с доставляемым через интернет контентом. И у Google, и у Apple одна общая проблема – ведущие телекомпании и киностудии не торопятся предоставлять контент для этих сервисов, надеясь на скорую разработку собственных решений. Культура потребления контента Интернет-телевидение дает две основные возможности. Первая – это доставка того контента, который нужен конкретному зрителю. Вторая – это просмотр зрителем телепередач в удобное для него время. На практике это означает, что вместо сотен телеканалов у зрителя теперь будет тысячи фильмов, шоу, выпусков новостей и новостной аналитики, спортивных и де6тских программ. Основой потребления будет не выбор канала, а выбор плей-листа. Плей-лист зритель может составить самостоятельно, включая в него интересующие телепрограммы. Нетрудно также предсказать появление рекомендательных сервисов и плей-листов от известных экспертов, которым доверяют зрители. Интересной особенностью интернет-телевидения является точный учет доставленных зрителям программ. Сейчас нередко телеканал зритель выбирает из-за нескольких хороших передач, а пакет каналов – из-за двух-трех входящих в него телеканалов. Точный рейтинг популярности программ сделает выгодным производство действительно пользующихся спросом телепередач. Руководству многих каналов придется научиться более тонко понимать требования зрителей.
Канал для умных не просуществовал и года История робкого возвышения и последующего наглого разрушения 5-го питерского канала интересна прежде всего тем, что она — зеркальное отражение процессов, происходящих в стране. Энергия распада сметает все на своем пути — хоть людей с помощью падающих сосулек, хоть электричество в Подмосковье, хоть остатки здравого смысла в вердиктах громких политических процессов. А почему, собственно, телевидение должно находиться в стороне от бурного процесса?
Канал для умных не просуществовал и года.
Впрочем, его обреченность ощущалась с первых шагов. Владельцы не поскупились на анонсы — центр Москвы был щедро усеян гигантскими фотографиями известных телеведущих, перешедших на «пятерку». А вот о распространении сигнала позаботиться забыли. Вследствие чего тому же центру, как и большей части мегаполиса с окрестностями, еще долго пришлось любоваться баннерами с изображением народных любимцев, а не их программами. Тем не менее новая команда Александра Роднянского предпринимала отчаянные попытки привлечь зрителя. Запуск канала случился в марте, а к началу лета о «пятерке» уже заговорили. Сквозь питерский сумрак стали проступать черты нового бренда — со своими идеями, лицами, интонацией, манерой разговора. Передачи Сорокиной, Сванидзе, Млечина и Кургиняна, Быкова группировали вокруг себя нового зрителя. Сакральные цифры рейтинга свидетельствовали, что таковой уже существует: если в марте 2009-го доля канала по России — 1,8, то через год — 2,3.
Разумеется, с контентом возникали проблемы, и немалые, о чем, в частности, я не раз писала. Но нельзя было не заметить главное — попытки другого взгляда на жизнь. В конце декабря попытку удушили: команда Роднянского распущена, власть в лице нового гендиректора Алексея Бродского, выходца с Первого канала, перешла фактически к Первому. Бродский стал четвертым руководителем «пятерки» за неполных четыре года («Национальная медиагруппа» Юрия Ковальчука, куда входит канал, появилась на свет в феврале 2008-го). Такой скоротечности (и путаности) замысла история современного ТВ еще не знала.
«Пятерка» не успела стартовать, а уже поползли слухи о грядущих переменах. Поводом для слухов стала покупка Ковальчуком весной прошлого года компании «Видео Интернешнл», той самой, которая уже десять лет более чем успешно торгует рекламой на Первом канале. Не секрет, что львиную долю здешних доходов составляет именно рекламная выручка. И вот все это счастье досталось Ковальчуку, точнее, его банку «Россия». А дальше начинается чистый детектив. Ближе к осени в прессе замелькали сообщения о том, что означенный Ковальчук вслед за «Видео Интернешнл» прикупил еще и 49 процентов акций Первого канала, принадлежащих Абрамовичу. Тут встрепенулись люди Абрамовича, прежде предпочитавшие молчать, и заявили: нет, не прикупил. Второй после блокирующего государственный пакет акций в 51 процент по-прежнему у Романа Аркадьевича.
Интрига темная, но выяснились пикантные детали. Достоверно известно лишь то, что в 2001-м Березовский продал свой пакет Абрамовичу. Дальше следы акций начинают петлять. Волшебным образом, как заметил журнал Forbes, 25 процентов абрамовичского достояния были перерегистрированы в Питере на компании, возглавляемые однокурсницей и однокурсником Владимира Путина — Еленой Сорокиной и Николаем Егоровым. Кстати, и виновник торжества, Юрий Ковальчук, тоже носит гордое имя друга Путина.
Что больше всего поражает в этой истории?
Во-первых, непрофессионализм путинских друзей. На них с неба падают бизнес-активы, в сути которых они даже и не пытаются разобраться. Четыре ребрендинга пятой кнопки за четыре года — явный перебор. Любому каналу нужно иметь в запасе минимум три года, чтобы хоть как-то встать на ноги. Лихорадочные смены концепций лихорадочно уничтожают несчастную «пятерку». Сегодня она превратилась в секонд-хенд Первого канала, где звучат нескончаемые старые песни о главном.
Во-вторых, чудовищный цинизм. Почему сразу НМГ не стала сотрудничать с Первым, а предприняла сначала обходной маневр в виде команды Роднянского? Почему с такой легкостью перебивают профессиональным людям хребты?
В-третьих, вопиющая непрозрачность всей этой истории с акциями и хозяевами жизни. Речь ведь идет не только о маленькой «пятерке», но и о супергиганте — Первом канале, формирующем в наших широтах нацию. Так что нация имеет право знать, кому же он все-таки принадлежит.
Примечательно, что революция на Пятом канале совпала с итоговой беседой Дмитрия Медведева с руководителями федеральных каналов. Прогрессивную общественность президент привел в восторг своими зажигательными речами. Как это свежо и остро — примерить на себя тогу Леонида Парфенова, то есть бросить в лицо канальским топ-менеджерам упрек в том, что их новостное вещание — жонглирование пустотой! Как честно президент говорит о драматическом разрыве между интернетом и ТВ! Как открыто полемизирует с Путиным по поводу Ходорковского! Как смело называет имена оппозиционных политиков, каковым он даже не отказывает в собственной электоральной базе! И посмотрите, как внимательно слушают своего президента теленачальники — такие вдохновенные лица встречаются только у часовых на Красной площади…
Но туман слов быстро рассеялся. Призрачную оттепель сменили разнообразные природные катаклизмы. Новостная лента, которая так встревожила президента, исправно регистрирует лишь колебания погоды. Разрыв между интернетом и ТВ растет день ото дня. Борис Немцов оказался в тюрьме, а не в «Минуте славы», как можно было ожидать после благосклонного упоминания его имени высочайшими устами. Героями новогоднего эфира стали Анна Чапман и Филипп Киркоров, что свидетельствует нагляднее всех президентских речей о моральном климате в стране ледяного дождя.
Миражная двоящаяся реальность нуждается хоть в каком-то оплоте стабильности. Рядовой сюжет программы «Вести» обнаружил именно таковой оплот. В Луховицком районе, где летом бушевали пожары, а к осени в рекордные сроки сооружен жилой поселок, замечено любопытное явление. Чем дальше дом находится от видеокамеры, в которую может заглянуть Путин, тем хуже обстоят дела у новоселов. Самая трагическая ситуация у тех несчастных, куда всевидящее око камеры никак не может дотянуться. Месяца не прошло после вселения, а их дома уже трещат по швам и тонут в фекальных водах.
В этой мутной, как фекальные воды в Луховицах, истории ясны только два обстоятельства. Путинские друзья принялись с удвоенной силой отстраивать для него канал под выборы (в то время как медведевские друзья рассуждают о модернизации). А это значит, что путинским друзьям не нужно ТВ для умных. Впрочем, оно в нашем отечестве, похоже, вообще мало кому нужно.
Объяснительные записки
Дмитрий Быков, ведущий программы «Картина маслом»
«Картина маслом» делалась под двойным гнетом, в котором никто из ее изготовителей не был виноват. Говорить о политике было невозможно — здесь любая тема обкладывалась флажками: мы не могли затрагивать верхние эшелоны власти, не могли упоминать несогласных, не имели права приглашать особенно активных оппозиционеров и т.д. Говорить о культуре, — как планировалось вначале, — мы не могли по соображениям рейтинговым. Попытка рассказывать о кино или театре оборачивалась немедленным проседанием «доли», и единственной открытой темой оставался бывший СССР. Плюс некоторое количество общечеловеческих проблем вроде смертной казни, физиков-лириков и призыва в армию (впрочем, вокруг программы о призыве тоже разгорелся скандал).
Делать сколько-нибудь интересную программу в таких условиях, мне кажется, невозможно. Дважды я просил ее закрыть либо сменить ведущего, а с редакторским составом мы ссорились так, что я, человек по природе довольно мирный, до сих пор чувствую себя виноватым перед Юлей Николаевой и Леной Иванченко. Если нам и удалось пару раз поднять тему, действительно интересовавшую зрителей, и набрать пристойный рейтинг — это скорее чудо, а не норма. Сегодня изготовление на телевидении сколько-нибудь актуального ток-шоу — задача по существу имитационная, и пусть меня простят Наташа Никонова и Александр Роднянский, — о закрытии программы я узнал (в середине декабря) с немалым облегчением. Я хорошо помню, как радовались прохожие, когда встречали на улице ведущих «Времечка», — и мне вовсе не улыбается ловить на себе косые взгляды нынешних телезрителей, отлично понимающих, на какие компромиссы нам приходится идти. Боюсь, работу на телевидении придется отложить до тех времен, пока у нас опять появится возможность отвечать за свою работу. Глубоко ошибается тот, кто не верит в наступление этих времен.
Светлана Сорокина, ведущая программы «Программа передач»
Я не сотрудник Пятого канала, была на краткосрочном договоре до середины декабря. Даже если бы не менялось руководство, большой вопрос, продолжила ли я этот контракт. Сменилось руководство, у них другое представление о том, каким будет канал. Поэтому мы, к обоюдному согласию, наши отношения с Пятым каналом закончили 31 декабря.
Я сотрудник агентства «РИА Новости». Я доцент Высшей школы экономики. Я колумнист радио «Эхо Москвы». Работы много.
Леонид Млечин, соведущий программы «Суд времени»
На «Суде времени» я был временным работником, гастарбайтером, считай, убирал мусор, полы подметал. На мой взгляд, в закрытии программы никакой политики не было. Это менеджерское финансовое решение. То, что программы не будет, я понял за несколько недель до ее закрытия, когда не поступило заказов на съемку новой серии передач — они же шли под запись. Понял с облегчением — это была тяжелая работа. Но интересная. Если судить объективно, мы действительно были в фокусе внимания.
«Суд времени» считался рейтинговой программой, руководство — теперь уже прежнее — было довольно. Бригада, работавшая на «Суде…», очень профессиональная. Будь я хозяином канала, я бы никогда этих людей не уволил, а дорожил бы ими. Но может быть, поэтому я не хозяин.
Я пришел, мусор подмел, бляху с метлой сдал. И ушел.
В Грузии начал вещание новый образовательно-развлекательный телеканал
Владельцы телекомпании "Рустави-2" запустили 1 марта "Ахали архи" ("Новый канал"), который будет вести вещание на 12-й частоте метрового диапазона. Это будет некоммерческий образовательно-развлекательный телеканал. По заявлению руководителей канала, основы фундаментальных наук будут объясняться простым языком, на примере бытовых опытов. Изучение английского языка будет происходить с привлечением различных сюжетов.